Автоподставы и недобросовестные автоюристы: почему стоит быть бдительным на дорогах


Автор: | 30.07.2023 | 17:56

По данным экспертов страхового сообщества, в Краснодарском крае вполне успешно идет борьба со страховыми мошенниками, однако еще сохраняется необходимость уделять этой проблеме пристальное внимание. Несмотря на то, что Краснодарский край уже не входит в верхние строчки «антирейтинга» регионов с самым высоким риском мошенничества в ОСАГО, страховые компании и обычные автомобилисты все еще несут убытки от автоподставщиков и недобросовестных автоюристов.

Только за последнее время в Краснодарском крае было раскрыто более десяти преступных групп мошенников, специализирующихся на автоподставах или имитациях ДТП. Также выявлено много пострадавших от схемы «автоюрист поможет вам на месте, сразу же выделив деньги на руки».

Недобросовестные автоюристы выезжали на место ДТП, предлагали небольшие деньги сразу на месте взамен на заключение доверенности и договора цессии. Затем они получали страховые выплаты, нередко подделывали документы для завышения суммы ущерба, подавали в суды иски на страховые компании о пенях и штрафах. Своим клиентам неких денег они больше не передавали. А те после начали получать сообщения о необходимости выплатить налоги на высуженные от их лица пени и штрафы.

История Валерия П. из Краснодара является ярким примером такой схемы. Автомобилист рассказал журналистам, как оказался в этой ситуации. После аварии ему позвонили и пообещали «выгодную» помощь в решении вопроса со страховой. Представившись аварийными комиссарами, двое мужчин предложили 60 тысяч рублей сразу на месте взамен на заключение договора цессии. В результате Валерий самостоятельно подписал документы у нотариуса, а недобросовестные аваркомы в тайне от него через суды получили от страховой компании выплаты в размере 700 тыс. рублей. Сам же Валерий через некоторое время оказался должником перед налоговой, ему пришлось заплатить 91 тыс. рублей. Важно помнить, что в таких ситуациях Уголовный кодекс Российской Федерации не применим к авантюристам, поскольку автовладелец добровольно подписал доверенность на преступников.

Фантазии страховых аферистов можно только позавидовать, некоторые устраивают целые схемы по имитации ДТП: так на скамье подсудимых в Краснодаре оказались 23 члена ОПГ, совершившие 17 эпизодов мошенничества в страховании. Преступная схема заключалась имитации ДТП, организаторы привлекали других участников с автомобилями, в том числе за деньги. Ущерб для страховых компаний составил 10 млн рублей, а подсудимые получили в зависимости от роли каждого: штрафы в размере от 20 до 70 тыс. руб.; до 1,5 лет исправительных работ с удержанием 10% зарплаты в доход государства; до 3,5 лет лишения свободы; от 3,5 до 4,5 лет колонии общего режима. Один из них получил же 10,5 лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима.

Подобных случаев мошенничества в стране очень много, ведь ДТП вполне реальное, а доказать, что вы столкнулись с аферистом, непросто. Помочь может, к примеру, видеозапись. Сейчас, когда в большинстве машин стоят и видеорегистраторы и развивается система видеонаблюдения «Безопасный город», злоумышленникам стало сложнее создавать ДТП ради получения лёгких денег.

Эдуард Гайдаенко, председатель Совета ассоциации страховых организаций Краснодарского края, поделился своим мнением о текущей ситуации с мошенничеством в страховании: «До сих пор большой проблемой остаётся раскрываемость. Если в прошлом и позапрошлом годах по нашим заявлениям возбуждались уголовные дела в трети случаев, то до суда доходило всего около 4% дел. В текущем году показатель ещё ниже.

Решением данной проблемы может стать создание внутри страховых компаний или ассоциаций службы безопасности с функцией оперативно-розыскной деятельности. В такие структуры следует привлечь специалистов с опытом работы в силовых структурах. Такой подход позволит предоставлять правоохранителям готовое, соответствующее законодательству расследование, что сократит время и повысит эффективность борьбы с мошенниками. Несмотря на то, что такая инициатива уже неоднократно обсуждалась на высшем уровне, пути ее реализации пока не найдены».