Спонтанные покупки россиян имеют свою психологию


Автор: | 16.12.2021 | 16:47

По данным различных исследований, почти половина населения нашей страны готова совершить спонтанную покупку в магазине. Причем значительная часть случаев неожиданных трат приходится на период акций в ретейлах, в частности во время предновогодних распродаж. Спонтанные траты встречаются как в традиционных магазинах, так и на онлайн-площадках.

Статистики отмечают, что доля спонтанных покупок в различных категориях товаров также различна. Более того, после введения коронавирусных ограничений популярные у населения товары сменились на другие. Если до пандемии население в основном незапланированно покупало продукты питания, одежду и предметы обихода, то с 2020 года список спонтанных покупок возглавили дезинфицирующие средства, мыло и другие моющие, а также консервы. Такие данные приводит «Дни.ру».

Один из основателей торговой сети Fix Price Сергей Ломакин отмечает, что спонтанность покупок зачастую обусловлена стремлением людей получить положительные эмоции. Кроме того, немаловажным фактором является ощущение победы, которое испытывает человек, если товар удалось приобрести выгодно. Однако нередки случаи, когда спонтанно купленная вещь в итоге оказывается ненужной, принося ее обладателю разочарование.

«Дни.ру» публикует данные исследований, согласно которым доля спонтанных покупок составляет от 40 до 80%. Стремление совершать незапланированные покупки имеет и научное основание. Психологи выделяют несколько причин, которые могут стать поводом к совершению спонтанных трат. Одной из них является наследственность. Кроме того, специалисты отмечают, что есть категория покупателей, которыми движет желание побаловать своего внутреннего ребенка. Также импульсивность, в том числе в вопросе совершения покупок, может быть обусловлена повышенным уровнем тревожности и низкой самооценкой.

Конечно, большую роль в желании приобрести тот или иной товар играет обстановка магазина, в которой совершается выбор. Сергей Ломакин обращает внимание на то, что для привлечения покупателей ретейл должен продумать как цветовую гамму оформления и дизайн витрин, так и освещение и музыкальное сопровождение. Выбор товара должен приносить покупателю положительные эмоции. Кроме того, магазины часто делают своим покупателям специальные выгодные предложения, основанные на их истории покупок — в этом случае потребитель может приобрести действительно нужную вещь по хорошей цене.

Несмотря на любовь россиян к совершению покупок, в том числе спонтанных, все чаще вес имеет и экономический фактор. В условиях пандемии многие оказались стеснены в финансовых вопросах, поэтому принятие решения о покупке порой зависит не только от желания, но и от возможностей потребителя. Именно поэтому россияне обращают больше внимания на акционные товары, реализуемые со скидками. Однако финансовые эксперты не рекомендуют совершать покупки необдуманно, чтобы успеть до окончания акции, например. Специалисты считают, что, как правило, это рекламный ход, и у человека есть время для принятия верного решения о покупке товара.

Краткая справка:

Сергей Ломакин – известный российский предприниматель и меценат. Стоял у истоков рынка продуктовых отечественных дискаунтеров, основав в 1998 году вместе с партнерами торговую сеть «Копейка», которой руководил вплоть до 2007 года. После этого Ломакин направил свои усилия на поиск и развитие новых перспективных стартапов в сфере розницы. Так Россия узнала торговые сети Modis, «ЦентрОбувь» и сеть магазинов низких фиксированных цен Fix Price, которая сегодня является лидером в своем сегменте, охватывая более 4700 торговых точек, работающих в нашей стране и других государствах постсоветского пространства.