Предприниматель Олег Волин считает, что пора избавиться от вредных стереотипов о русском купечестве


Автор: | 16.11.2021 | 09:54

Навязанный многими поколениями русских литераторов образ Тита Титыча – жадного, невежественного и невоспитанного купчины мешает адекватному восприятию роли русского купечества в экономике России. Предприниматель Олег Волин в своей авторской колонке на страницах журнала «Профиль» с горечью рассуждает о вредных стереотипах, которые преследуют русское купечество на протяжении веков.

Первыми вложили вклад в создание этого образа иностранцы, которые вели торговые войны с Россией. Именно они начали внедрять в массовое сознание типажи алчных, жадных и нечестных русских купцов.

К сожалению, многие отечественные представители творческих традиций продолжили эту традицию. Хрестоматийный тип полупьяного самодура-купца можно встретить у Островского, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Мельникова-Печерского, Мамина. Вступаясь за купцов,  представитель купечества (и тоже писатель) Павел Бурышкин открыто говорил о «существование некоего общественного заказа» на отрицательное изображение мира торговцев и предпринимателей.

«И этот заказ, как это порой случается в России, удивительно совпадал с идеологией западных конкурентов», - отмечает Олег Волин. Он вспоминает о высказывании славянофила  Константина Аксаков: «Купца теребят, а в душу его ещё не заглянули». Инерция ненависти к купечеству продолжила действовать и при Советской власти, когда казалось бы купец перестал быть субъектом общественной жизни. Олег Волин вспоминает об образе Ермолая Лопахина – героя чеховского «Вишневого сада». Для современников мотивы его поступков были предельно ясны. Он сдержал купеческое слово, спас Раневскую от разорения и снабдил ее деньгами. Однако при Советской власти Лопахин надолго стал символом «дикого капитализма», который разрушает «вишневый сад». Более того, все последующие поколения актеров, кроме первых составов МХТ, уже не могли выстроить логику поступков Лопахина.

Между тем, Олег Волин смотрит в будущее с оптимизмом. Купеческий кодекс доверия уже доказал свою жизнеспособность особенно во время пандемии. Купеческий подход к предпринимательству, основанный на философии доверия по своей сути очень адаптивен, хорошо работает и является неоспоримым конкурентным преимуществом на рынке.

«Иван Алексеевич Бунин когда-то с горечью писал о том, что из русских помещичьих усадеб исчезает «запах антоновских яблок». Прошло время и запах этот с нашей земли никуда не исчез. Так и доверие, я верю, вернется в плоть и кровь отечественного предпринимательства», – так завершает свою статью-размышление Олег Волин.