Единый оператор 2.0: Нового монополистического «монстра» RussOutdoor приготовил для российского рынка наружной рекламы
Крупнейший игрок рынка наружной рекламы в нашей стране готовится приобрести второго по величине игрока компанию Gallery, которая является крупнейшим оператором в области наружной рекламы, распространяемой на цифровых носителях.
RussOutdoor уже подала заявление в Федеральную антимонопольную службу на одобрение сделки по покупке Gallery. В случае положительного ответа госрегулятора RussOutdoor захватить более 90% рынка наружной рекламы Москвы, и более половины рынка по всей России. А если учесть, что сама Москва представляет из себя половину всего рынка наружной рекламы, то доля RussOutdoor от общего рынка «наружки» станет еще существеннее.
Игроки рынка отреагировали на известия о возможном слиянии двух лидеров крайне болезненно. Региональные операторы заговорили о скором упадке бизнеса из-за полной невозможности составить конкуренцию новой структуре. Уже сегодня федеральные рекламодатели неохотно идут на сотрудничество с региональными рекламщиками, а после поглощения их процент и вовсе будет стремиться к нулю
В нашей стране существует Союз операторов наружной рекламы (СОНР), глава которого Дмитрий Стрельников так же крайне негативно высказался о возможном слиянии двух китов рынка. Он напомнил, что RussOutdoor уже имеет эксклюзивное право на размещение рекламы в метро Санкт-Петербурга и Москвы, а так же на всех объектах РЖД и в аэропортах столицы. У региональных компаний уже сегодня почти нет выходов на федеральных рекламодателей, а после слияния их положение только ухудшится, убежден Стрельников.
В то же время операторы в регионах бьют тревогу, у них еще свежи воспоминания о появлении законопроекта о едином операторе цифровой наружной рекламы. Тогда участники рынка отстаивали свое право работать в конкурентных условиях. Сегодня, по их мнению, ситуация повторяется. «Многие операторы уже написали и отправили обращение в ФАС России, в котором выразили свою обеспокоенность и попросили учесть наше мнение при рассмотрении этого вопроса. Все представители отрасли наружной рекламы едины в своем мнении и очень негативно к этому относятся. Компания RussOutdoor уже является крупнейшим игроком на рынке наружной рекламы, а Gallery – вторым по величине. И если эти компании объединятся, они займут контролирующее положение на рынке, а все остальные компании останутся в меньшинстве, - рассказала «Нашей Версии» Татьяна Курилович, директор рекламной группы «Арифметика», - Мы же все участвуем в торгах, и понятно, что такой крупный игрок заведомо сможет позволить себе больше. Сделка однозначно повлияет на состояние конкуренции, а также приведет к росту цен для рекламодателей».
Идею о создании единого оператора наружной рекламы в прошлом году пытался продвинуть депутат Госдумы Артем Кирьянов, предлагавший отдать весь рынок одному оператору сроком на 30 лет. Тогда противоречивый законопроект сняли с обсуждения. Посмотрим чем закончится попытка RussOutdoor установить монополию через финансовые инструменты, если не получилось сделать это через административный ресурс.