Спасти рядового «Русала»: как в МО РФ могло помогать экспортировать материалы для ВПК недружественных стран


Автор: | 21.05.2023 | 12:52

 

США и союзники планируют предоставить Киеву самолеты F-16. И в том, что очень скоро истребители НАТО будут наносить удары по позициям российских войск, может быть «заслуга» Министерства обороны Российской Федерации. Недавно утекшие в Сеть документы с почтового ящика замминистра МО РФ Шевцовой вероятно указывают на то, что для оборонного ведомства сохранение «рынков сбыта отечественной продукции» видимо важнее сохранения жизней своих бойцов на передовой.

Письма замминистра в открытом доступе

В начале месяца в Сеть утек архив переписки с электронного почтового ящика приемной заместителя министра обороны Татьяны Шевцовой, которая отвечает за финансовые вопросы в Вооруженных силах Российской Федерации. И на первый взгляд — все в рамках обычной деловой корреспонденции. Обращения, приглашения на мероприятия, документы, официальные поздравления с праздниками и другие рабочие письма.

Однако при более пристальном изучении материалов переписки, которая стала достоянием общественности, удалось обнаружить ряд интересных документов от компании «Русал» (АО «ОК РУСАЛ ТД»), датированные декабрем 2022-го и январем 2023 годов. Из них следует, что российское акционерное общество, которое среди прочего занимается продажей алюминиевых сплавов за границу, обращалось за разрешением к Федеральной службе по техническому и экспортному контролю на экспорт продукции в недружественные страны.

Как же эти официальные документы, предназначенные для ФСТЭК оказались на почте приемной первого заместителя Минобороны?

Русский алюминий для производителей вооружений НАТО?

История началась задолго до первого письма. После начала специальной военной операции и последовавших за этим санкций, экспорт ряда продукции «двойного назначения» был серьезно затруднен. В том числе сплавов алюминия, которые могут использоваться для производства двигателей и других запчастей военной техники.

И это логично, учитывая, что недружественные государства и даже некоторые партнеры России (например, Турция) поставляют Вооруженным силам Украины военную технику, вооружение, боеприпасы и наемников, которые будут использоваться против российских военнослужащих. Кроме этого, многие иностранные компании при первой же необходимости прекратили свои обязательства по действующим в России контрактам, не боясь потерять рынки и репутацию, потому что они действовали в интересах своих стран, и подобное поведение можно понять. Запрет на экспорт некоторых российских материалов и продукции в недружественные государства в сложившихся обстоятельствах тоже выглядел абсолютно логичным. Зачем удовлетворять потребности бизнеса в странах, которые помогают тому, с кем твоя Родина в настоящее время воюет.

Между тем «Русал» видимо хотел организовывать экспорт своей продукции через швейцарскую компанию-покупателя RS International, которая в свою очередь брала на себя обязательство поставлять продукцию российского акционерного общества «конечным потребителям» в Австрии, Южной Корее, Германии, Бразилии, Великобритании, Чехии, Италии, Венгрии, Вьетнаме, Индии, Индонезии, Китае, Японии, Швейцарии, Таиланде, Бельгии, Словении, Швеции, Малайзии, Мексике, США, Польше, Словакии, Турции, Тайване, Франции, Филиппинах, Испании и Колумбии. Всего — порядка 90 компаний.

Среди «конечных потребителей» можно заметить несколько подрядчиков военных производств стран НАТО.

Например, два филиала американской Arconic — Arconic Lancaster и Arconic Tennessee. С 2017 года она отвечает за производство запчастей военных самолетов США F-35, в том числе некоторых «секретных компонентов». Доподлинно известно, что компания работала с Lockheed и Pratt & Whitney — одними из крупнейших подрядчиков американской армии — над производством авиационного высокотемпературного турбореактивного двухконтурного двигателя F135, который как раз используется в современных американских истребителях. 

Именно благодаря разработке и производству более современных американских истребителей США вместе со своими союзниками сейчас планируют поставить Киеву морально устаревшие по их меркам F-16. Нетрудно догадаться, что это выгодно ВПК Соединенных Штатов, которые таким образом увеличат количество заказов на F-35. Компании, которая участвовала в производстве истребителей, сплавы алюминия поставляла и вероятно продолжает поставлять российская компания «Русал».

Кроме этого, Arconic делала броню для американской военной боевой машины JLTV (Joint Light Tactical Vehicle), которая пришла на смену HMMWV в армии США. Над броней для HMMWV, кстати, тоже работала Arconic. В 2003 году она стала первой компанией, которая откликнулась на призыв Пентагона разработать уникальную на тот момент броню для американской боевой машины.

В том же 2017 году Arconic подписала многолетний контракт на титановые листы и пластины с руководством компании Ducommun, которая разрабатывает и производит сложные электронные системы и узлы для передовых ракетных программ и платформ, а также предоставляет инженерные услуги и услуги по управлению программами Вооруженным силам США, американскому Министерству внутренней безопасности и другим ведомствам Соединенных Штатов.

В списке компаний, которым «Русал» может поставлять сплавы алюминия, есть и другие подрядчики армий стран НАТО. Одна из компаний MMG ALUMINIUM AG — MFT Vertriebs GmbH — прямо на своем официальном сайте пишет, что занимается производством оборонной продукции Германии. А итальянская Teksid S.p.A. в качестве своих клиентов указывает американскую компанию Navistar, которая производила бронеавтомобили International MaxxPro, стоящие на вооружении ВС США с 2007 года.

Спасти крупный рынок сбыта отечественной продукции

Неудивительно, что Федеральная служба по техническому и экспортному контролю не давала разрешение на экспорт продукции «Русала» в недружественные страны, особенно учитывая таких «конечных пользователей».

Но, возможно, российскому акционерному обществу могло помочь Министерство обороны в лице замминистра Шевцовой.

Ей для изучения на почтовый ящик приемной было отправлено два обращения — от 1 и 7 декабря 2022 года на имя начальника управления экспортного контроля ФСТЭК России Андрея Никольского и первого заместителя директора ФСТЭК Сергея Якимова за подписью генерального директора Игоря Игнашова.

 

«Срыв экспортной отгрузки, с высокой вероятностью, приведет к отказу от дальнейших закупок российской алюминиевой продукции, что в свою очередь может привести к потере крупного рынка сбыта отечественной продукции», — пытались оправдать экспорт в недружественные страны в письме компании «Русал» на имя Никольского.

Письмо к ней от 10 января 2023 года содержит многозначительную строчку «В продолжение разговора направляю справку по вопросу» и текстовый файл.

Мы приводим его содержание полностью с сохранением оригинальной орфографии и пунктуации:

«Обращение ОК Русал по получению разрешений на экспорт.

Справка по ситуации: 

в настоящее время ужесточились требования по получению разрешений на вывоз продукции, которая попадает под критерии двойного назначения. По-прежнему экспертная организация выдает разрешения на отгрузку сплавов в ДРУЖЕСТВЕННЫЕ страны, НО для отгрузки в НЕ дружественные страны необходимо получения разрешения ФСТЭК.

с 01.12.2022 поставки металла на экспорт должны были проводиться по новым внешнеторговым контрактам (RS), т.к. RTI попал под санкции и был риск штрафов и уголовного наказания (информация получена от коллег).

Для таможенного оформления при экспорте алюминиевых сплавов (код ТН ВЭД 7601 20) по новым контрактам (RS) необходимо предоставление разрешительных документов экспортного контроля (лицензия/разрешение/идентификационное заключение). По старым контрактам (RTI) заключения имелись. Одновременно с этим был усилен госконтроль (государством приняты специальные экономические меры) в отношении экспорта товаров в недружественные страны. Экспертной организацией (уполномочена ФСТЭК) получены рекомендовали не выдавать заключения на экспорт в недружественные страны на основании ст.20 ФЗ «Об экспортном контроле». В этой связи при проведении экспертиз на поставку металла по новым контрактам (RS), эксперт в заключениях делал вывод о необходимости получения Разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации. По имеющейся информации срок получения такого разрешения составляет 3-4 недели.

ОК РУСАЛ регулярно по договорам осуществляются поставки алюминия в недружественные страны, в этой связи необходимо постоянное взаимодействие с ФСТЭК в части подготовки корректной документации для получения разрешений на экспорт и исполнения обязательств на международном рынке».

Бизнес МО РФ идет хорошо

 

Как считают источники в одном из департаментов, подчиненных Шевцовой, Министерство обороны могло неоднократно выбивать разрешения на экспорт металлических сплавов и химических вещества двойного назначения в недружественные страны после начала СВО. В частности, задачей МО РФ могла быть подготовка документов, что поставляемая в страны НАТО продукция не может быть использована в военных целях, что, конечно же, может не соответствовать реальности. 

«Это бизнес. Давно поставленный бизнес. После начала СВО все напряглись, что бизнес накроется, но вроде пока со скрипом, но работает», — предполагает на условиях анонимности один из сотрудников МО РФ, знакомый с ситуацией.

До начала специальной военной операции Arconic долгие годы владела Самарским металлургическим заводом (АО «Арконик СМЗ»), где производились среди прочего «критически важные детали для российских военных самолетов и ракет». Однако из-за санкций и характера своих основных заказчиков из ВПК США компания стала испытывать юридические и политические трудности. Поэтому руководство Arconic решило продать свои активы в России. 

И в этом решении, как мы уже писали ранее, все предельно логично, есть военные интересы своей страны, с которой ты сотрудничаешь, а есть прибыль. И для Arconic первые оказались важнее последних. 

Если эти представители действительно помогли «Русалу» с возможным экспортом сплавов алюминия, то, получается, они вероятно помогли компаниям, входящим в военно-промышленные комплексы стран НАТО, которые в свою очередь позволяют осуществлять поставки военной техники непосредственному противнику ВС РФ — Вооруженным силам Украины. Например, те же самые F-16, HMMWV, MaxxPro и так далее.

В Министерстве обороны, если одной из целей СВО является нанесение поражения противнику и ослабление его союзников, видимо должны были сами ходатайствовать о прекращении любого экспорта материалов и продукции двойного назначения в недружественные страны, выкупив их для производства собственных техники, вооружения и боеприпасов. Таким образом, и в странах НАТО ВПК испытал бы, пусть и временные, но сложности, и недружественные государства получили бы четкий сигнал, который возможно заставил бы их задуматься о продолжении поддержки киевского режима, и ВС РФ ни в чем бы не нуждались.

Но, по всей видимости, по крайней мере, так можно предположить, руководство Минобороны видит цели СВО в чем-то другом, если действительно помогало «Русалу» получить разрешение на экспорт алюминиевых сплавов в страны НАТО. 

Журналисты продолжают изучать список компаний, которые были «конечными получателями» алюминиевых сплавов «Русала» на предмет их отношения к оборонной промышленности стран НАТО и в скором времени возможно выйдет вторая часть расследования.