Кому война: каким еще оборонным компаниям недружественных стран благодаря МО РФ может экспортироваться российский алюминий?


Автор: | 27.05.2023 | 14:55

От джихад-мобилей до истребителей пятого поколения — рассказываем, где еще можно найти российские сплавы алюминия, которые при возможном участии руководства Минобороны РФ экспортируются в недружественные государства.

Не успела выйти первая часть нашего расследования о том, как вероятно кто-то в МО РФ помогает компании «Русал» (АО «ОК РУСАЛ ТД») преодолевать запреты Федеральной службы таможенного и экспортного контроля экспортировать сплавы алюминия компаниям, связанным с ВПК недружественных государств, как продукция этих самых компаний в очередной раз видимо использовалась противником против нашей страны.

22 мая украинская ДРГ осуществила прорыв на территорию Белгородской области с помощью американских бронеавтомобилей MRAP International Maxx Pro и HMMVW. Подчеркнём: и та, и другая модели были созданы и произведены при участии компаний, которым, несмотря на абсолютно логичный запрет ФСТЭК, который видимо помогло обойти Минобороны РФ, экспортировался отечественный алюминий.

В производстве первой принимала участие итальянская Teksid S.p.A., поставляя продукцию из алюминиевых сплавов американской компании Navistar. В производстве второй непосредственно участвовала фирма из США Arconic. Более подробно об этом можно прочитать в первой части нашего расследования.

При более детальном изучении списка «конечных получателей» сплавов алюминия, экспортируемых в недружественные государства, удалось найти ещё несколько крайне интересных компаний, связанных с военно-промышленным комплексом стран НАТО — и самое главное — одним из крупнейших подрядчиков Пентагона Lockheed Martin.

Связи с оборонным гигантом США

Американская компания Locheed Martin — крупнейший в мире разработчик и производитель вооружения и военной техники: от стрелкового оружия и бронетехники до спутниковых систем, межконтинентальных ракет и надводных кораблей. Согласно общедоступной информации, по объему продаж продукции военного назначения, на которую приходится 96 % выручки, компания в 2021 году занимала первое место в мире.

Даже Министерству обороны практически невозможно добиться разрешения на экспорт каких-либо товаров двойного назначения из России главному военному подрядчику США. Тем более, после начала специальной военной операции. Поэтому есть основания предположить некую возможную схему опосредованного «экспорта» российских алюминиевых сплавов Locheed Martin через компании, с которыми она тесно сотрудничает.

В списке конечных получателей есть, например, американская компания Olympic Metals LLC, еще в 2002 году выкупленная Reliance Steel and Aluminum, которая открыто сотрудничает с ВПК Соединенных Штатов.

Например, дочерняя компания Reliance Steel & Aluminum Co — AMI Metals Inc. со штаб-квартирой в Брентвуде, штат Теннесси, заключала контракт с Lockheed Martin на поставку прокатного алюминия для программы F-35 Joint Strike Fighter. Контракт длился пять лет с 1 января 2017 по 31 декабря 2021 и оценивался в 300 млн долларов.

Сама Reliance Steel & Aluminum Co тесно сотрудничают с Вооруженными силами США, являясь постоянным партнером национальных программ поддержки военного сообщества, включая финансирование НКО, которые помогают бывшим американским военнослужащим организовывать переход к гражданской жизни.

Еще одна компания из списка конечных получателей российского алюминия — Mitsubishi Corporation RTM International PTEкрупнейший военный подрядчик Японии — страны, которая осудила специальную военную операцию, вводила санкции против российских граждан и компаний, в том числе против представителей руководства Минобороны России.

Но самое интересное, что Mitsubishi Corporation является представителем крупнейших аэрокосмических и оборонных компаний США, среди которых есть Lockheed Martin, а также Raytheon Technologies, Northrop Grumman и Sikorsky, которая в Lockheed Martin входит.

Британская Saint Jean Industries S.A.S., которой благодаря чиновникам МО РФ также экспортируются сплавы алюминия, входит в Liberty Steel Group, которая «обладает превосходной репутацией в области поставок высококачественных стальных сплавов для крупных коммерческих и военных аэрокосмических программ по всему миру».

Компания сотрудничает с Airbus, Avio, BAE Systems, Bell Helicopters, Boeing, Bombardier, Collins Aerospace, IHI, Israel Aerospace Industries, Leonardo, Liebherr, Mettis Aerospace, NAVSEA, Pratt & Whitney, Rolls Royce, Safran, Schaeffler, Siemens, SKF, Spirit Aerosystems, Thyssenkrupp, Triumph, Voestalpine BÖHLER, Wyman Gordon и Lockheed Martin.

Таким образом, в списке конечных получателей возможно экспортируемых при участии МО РФ сплавов алюминия как минимум четыре компании, которые напрямую или опосредовано связаны с Locheed Martin, крупнейшим военным подрядчиком США: Olympic Metals LLC, Mitsubishi Corporation, Saint Jean Industries S.A.S. и Arconic. О связях последней мы подробно писали в первой части нашего расследования.

И это только те компании, чьи связи можно проследить по открытым источникам. Сколько компаний благодаря МО РФ могут получать отечественный алюминий по более длинным и менее очевидным схемам сотрудничества с Locheed Martin, — можно только догадываться.

Если кто-то в МО РФ, мог помогать «Русалу» обходить запрет ФСТЭК, то получается, что они фактически передавали материалы двойного назначения компании, которая производит самолеты, вертолеты, бронетранспортеры, вооружение и спутники, которые будут или уже используются против российских войск на Украине.

От патронов до ударных вертолетов

Даже если предположение о том, что при возможной помощи МО российский алюминий поставляется в интересах Lockheed Martin, не подтвердится, это не отменяет того, что многие конечные получатели из списка «Русала» могут быть связаны с ВПК стран НАТО и их союзников. И эта информация, как мы уже убедились на примере уже перечисленных компаний, находится в открытом доступе.

Технологии металлообработки от австрийской Georg Fischer Machining Solutions из списка конечных получателей использовала мюнхенская компания MTU Aero Engines, глобальный игрок в области изготовления авиационных двигателей для военно-транспортного самолета A400, многоцелевой истребителя четвертого поколения Eurofighter Typhoon, ударного вертолета Eurocopter Tiger и так далее.

Кроме этого, MTU Aero Engines в апреле 2018 года подписала два контракта с Lockheed Martin на техническое обслуживание, ремонт и капитальный ремонт двигателей CF6-50C2 вместе с принадлежностями к ним. Данный двигатель используется не только в самолетах гражданской авиации, но и в американском тяжелом военно-транспортнике Lockheed C-5 Galaxy.

Iochpe Maxion Group, бразильскому подразделению которой, благодаря чиновникам МО РФ, экспортировался российский алюминий, занимается производством колес, на которых едут «миллионы транспортных средств, от пассажирских до грузовых и военных», — прямо говорится в отчетах компании.

Британская Cannop Foundry, выкупленная польской Thoni Alutec в 2012 году, в том числе занимается изготовлением алюминиевых изделий оборонного назначения.

Японская компания Mitsui Bussan Metals — входит в состав корпорации Mitsui, которая в том числе занимается продукцией оборонного назначения.

«Мы работаем для того, чтобы помочь безопасности народа Японии. А именно мы поставляем Силам Самообороны и связанным с ними компаниям оборудование и услуги, связанные с авиацией, судами и т.д., прежде всего в качестве внутрияпонского представителя союзных западных компаний (речь про вертолеты Leonardo, самолеты Dassault Falcon и т.д. — Прим. ред.), для того чтобы обеспечить различные нужды их международных миротворческих усилий, предубеждения и борьбы со стихийными бедствиями, связи и прочего», — говорится на официальном сайте корпорации.

Toyota Tsusho Thailand и Toyota Tsusho America — торговые компании в составе Toyota Group, продукцию которой активно используется в военных целях, причем не только террористами в Сирии в качестве «джихад-мобилей», но и вооруженными силами стран НАТО. Например, армия Чехии к концу 2024 года должна получить в общей сложности 1200 новых Toyota Hilux на замену используемых УАЗ 469 и Land Rover Defender.

Словенская компания Impol D.O.O. поставляет свою алюминиевую продукцию многим производителям престижных мотоциклов и автомобилей, но их «заготовки» также используются в области спорта и военной промышленности.

Французская Tafonco a.s. входит в TATRA Group, которая в свою очередь производит широкий спектр военных грузовиков для различных целей

«Не подведем военных. Специальный транспорт с уникальными дизайнами шасси, которые соответствуют всем военным стандартам и обеспечивают широкий спектр военного применения»,говорится в соответствующем разделе на сайте группы компаний.

Чешская Metalimex a.s. занимается в том числе производством патронов и гильз, дистрибуцией которых осуществляется через компанию MEPO Trading s.r.o.

MartinRea Honsel поставляет «специальные запчасти и сборки для менее крупных сборочных линий, где производится такая продукция как автобусы, транспорт для отдыха, систем кондиционирования воздуха, военного применения, фермерского оборудования, и будет продолжать делать это там, где это целесообразно и прибыльно».

Южнокорейская компания Daeshin Metal MFG занимается производством комплектующих наземной военной техники (самоходная артиллерия, бронированные транспортные средства, тактический транспорт), которые изготавливаются из высокопрочного алюминия.

Австрийский филиал Hyundai Sungwoo Casting CO., LTD входит в концерн Hyundai, который в том числе производит аккумуляторы для военных нужд.

Кому война?..

В прошлой части нашего расследования мы рассказали, об утекшем в сеть архиве переписки с электронного почтового ящика приемной заместителя министра обороны Татьяны Шевцовой, которая отвечает за финансовые вопросы в Вооруженных силах Российской Федерации.

Среди прочего там оказалось несколько документов от компании АО «ОК РУСАЛ ТД», датированные декабрем 2022-го и январем 2023 годов. Из них следовало, что российское акционерное общество, которое среди прочего занимается продажей алюминиевых сплавов за границу, обращалось за разрешением к Федеральной службе по техническому и экспортному контролю на экспорт продукции в недружественные государства. Однако ФСТЭК, ожидаемо, запретило эти действия и тогда руководство «Русала» обратилось к чиновникам в Минобороны.

Как сообщили источники в одном из департаментов, подчиненных Шевцовой, МО РФ возможно могло неоднократно выбивать разрешения на экспорт металлических сплавов и химических вещества двойного назначения в недружественные страны после начала СВО. В частности, военные чиновники вероятно могли подготавливать документы о том, что поставляемая в страны НАТО продукция не может быть использована в военных целях, что, конечно же, может не соответствовать реальности.

В данном случае важно, кто и для чего участвует в этом и кому именно уходит российский алюминий. А уходит он компаниям, связанным или непосредственно входящим в военно-промышленные комплексы недружественных государств, которые работают против России, поставляют вооружения и боеприпасы Украине, пытаются задушить нашу экономику санкциями и в конечном счете хотят развалить нашу страну.

И то, что к этому, пускай из корыстных соображений, предположительно могут быть причастны представители военного руководства России, должно стать предметом тщательного расследования компетентных органов.