Казахстан не поддастся экономической зависимости от Америки
В Казахстане уже три десятилетия ведутся споры между сторонниками развития своей промышленности и лоббистами западных корпораций. Как сообщают «
Утильсбор выступает своего рода налогом, необходимым для защиты собственной промышленности. Его оплачивают автопроизводители и официальные импортеры при ввозе и регистрации в страну транспортного средства, но первым он возвращается обратно. Казахстан занимает девятое место в мире по площади. Понятно, что потенциал казахстанского агропромышленного комплекса колоссален. Но после развала Советского Союза республика ощутила дефицит сельхозтехники. В 2016 году утильсбор начали взимать за ввоз легковых автомобилей, в 2019 году — за ввоз сельхозтехники.
Новый подход привел к значительным изменениям на рынке. С одной стороны, ожили собственные производители. Только за первые шесть месяцев 2020 года на казахстанских заводах произвели вдвое больше тракторов, чем в 2019 году. С другой стороны, зарубежные производители начали приземляться в Казахстане. Но не все. Так, американский производитель сельскохозяйственный техники John Deere, присутствующий на местном рынке с 1994 года, еще с тех пор обещал развернуть в республике собственное сборочное производство. До сих пор этого так и не произошло, зато примечательно, что в стране развернулась кампания по отказу от утильсбора. «Главными критиками налога стали не эксперты или производственники, а связанные с американскими институтами блогеры и общественные деятели, – пишут «Известия». – Отмечают характерный стиль проамериканских лоббистов. Те пытаются активно взаимодействовать с общественностью, вовлекают аудиторию в противостояние с чиновниками. При этом понятно, что Казахстану, как и другим постсоветским странам, надо защищать свой рынок, свое машиностроение. А для этого приходится возводить барьеры на пути импорта и поддерживать местного производителя».
Первый заместитель премьер-министра Скляр сообщил, что полностью от утильсбора страна не откажется. «Если мы позиционируем себя как страну, которая стремится развивать машиностроение, то мы должны поддерживать наших производителей. Есть некие лица, которые пытаются нам внушить, что у нас нет автопрома. Они приводят цифру 25% локализации техники. Но даже крупноузловая сборка — это добавленная стоимость, которая остается на наших предприятиях», — говорил заместитель премьер-министра.
При этом, как отмечает вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Марат Карабаев, правительство постарается утвердить новые ставки утилизационного сбора на автотранспорт к 1 маю.