Государство получит многомиллиардную прибыль благодаря компании Алишера Усманова

С 1 июля 2020 года в России вводится обязательная цифровая маркировка лекарств, обуви и сигарет. Товары без кодов будут считаться незаконными. Произведенные до этой даты лекарства смогут продаваться до окончания срока годности, так что перебоев в аптеках и больницах не будет. Эксперименты по маркировке проводятся и для других товаров, в том числе молочной продукции, бутилированной воды, шин и так далее. Предполагается, что система маркировки будет создана к 2024 году, станет одной из платформ цифровой трансформации российской экономики и защитит людей от поддельных лекарств и продуктов питания.
Проект реализуется давно – это сделано для того, чтобы отрасли могли подготовиться к нововведениям, а в ряде случаев – сами скорректировать или предложить те или иные решения, удобные бизнесу. В связи с необходимостью значительных инвестиций, государство решило развивать систему маркировки на принципах государственно-частного партнерства. Весной 2018 года оператором назначен Центр развития перспективных технологий.
ЦРПТ является совместным проектом USM Holdings Алишера Усманова, госкорпорации Ростех и «Элвис-Плюс групп» А.Галицкого. Инвестиции на горизонте 15 лет – 250 млрд руб.
Благодаря развитию маркировки государство получает дополнительные налоговые и таможенные платежи. Это показал рост новых платежей после начала маркировки шуб. Общее количество шуб в ЕАЭС увеличилось в 13 раз, а реализация в розницу — в 7 раз. Другими словами, отрасль обелилась на 1300%. В денежном выражении объем легальных продаж всего лишь за год вырос в 6 раз – до 55 млрд руб. Соответственно, со всех этих денег уплачены налоги, таможенные платежи, а у производителей, импортеров и продавцов – страховые взносы.
Табачная отрасль прошла похожу изменения – по мере введения маркировки на рынке объявились несколько крупных производителей. Они находились за горизонтом внимания фискальных органов, но неожиданно стали регистрировать свои минимальные цены – основу выдачи акцизных марок. Отрасль на сегодняшний день обелилась на 30%.
Сколько всего в России контрабанды и контрафакта, точно понять невозможно. По воде называют цифры до 60%, по кроссовкам – треть рынка. Объем продаж только непродовольственного контрафакта в 2019 году достиг в стране, по оценке «ТИАР-Центра», 5,2 трлн руб., что составляет 4,7% ВВП и сходно с долей агропромышленного комплекса. Потенциальные доходы нелегальных компаний — сотни миллиардов рублей, с которых не только не выплачиваются налоги, но и которые могут идти на финансирование преступных схем. Все это создает риски для жизней людей и для продовольственной безопасности страны.