Гипермаркеты будущего – сооснователь Fix Price Сергей Ломакин о смене форматов российского ритейла

Отечественный рынок насчитывает огромное число гипермаркетов, количество товаров в которых превышает более 50 тыс. позиций, и буквально несколько лет назад большие торговые пространства возникали практически повсеместно.  Но несмотря на бурное развитие, покупатели начали отказываться от таких форматов магазинов, отдавая предпочтение маленьким магазинчикам в своих районах. Крупные ритейлеры планируют полностью отказаться от формата больших гипермаркетов в пользу «магазинов у дома», сообщает сегодня сайт KP.ru.

Так почему же крупные компании, имеющие долгий опыт работы на российском рынке, хотят отказаться от крупных торговых пространств  в пользу  небольших супермаркетов? Сооснователь сети магазинов Fix Price Сергей Ломакин  рассказал корреспонденту KP.ru о смене форматов и новых трендах ритейла.

Справка:

Ломакин Сергей Александрович — российский бизнесмен, меценат и благотворитель.

Родился 23 августа 1973 года в Москве. В возрасте 25 лет в 1998 году вместе с партнерами основал торговую сеть «Копейка», одну из первых в России сетей продовольственных дискаунтеров, в которой протрудился в должности генерального директора до 2007 года. Сеть «Копейка», по мнению инвесторов, в 2006 году считалась наиболее привлекательным активом в российском ритейле. В 2007 году активы сети купила ГК «Уралсиб», а Сергей Ломакин создал совместно с зарубежными инвесторами инвестиционную компанию, где возглавил направление по организации в России новых стартапов в ритейле и инвестированию. Так в стране появились «Fix Price», «Modis» и «ЦентрОбувь». Уже в декабре 2007 года при непосредственном участии Ломакина открылся первый магазин «Fix Price». Спустя 12 лет, в сентябре 2019, сеть «Fix Price» вошла в ТОП-150 крупнейших по выручке компаний в стране по версии РБК (136 место), а также в ТОП-100 крупнейших частных компаний российского рынка по версии Forbes (95 место). Сегодня Fix Price – международная сеть, которая представлена в России, Беларуси, Грузии, Казахстане и Латвии. Общая торговая площадь магазинов превышает 530 тысяч кв. метров. Открыто более 3500 магазинов в 830 населенных пунктах в 78 регионах РФ и за ее пределами.

Зарубежные бренды, которые вызывают ассоциацию только  с гипермаркетами, уже не первый год делают упор на другие форматы торговых пространств, поэтому  потеря интереса покупателей к огромным супермаркетам — не единичный случай.

«Уникальность отечественного рынка, пожалуй, только в том, что период, за который произошло оформление формата гипермаркетов, его расцвет и закат, был намного короче, чем в других странах»: Сергей Ломакин занимается ритейлом с 1998 года, поэтому  не понаслышке имеет знания о том, как развивается ритейл  в России.

По словам сооснователя Fix Price, первые трудности торговые сети стали испытывать во время кризиса 2008 года. Именно это и привело основных ритейлеров  к оценке эффективности этого вида торгового формата. Но самый сложнейший период наступил в 2015-16 годах во время торговых санкций и общей стагнации российской экономикиИменно в это время стало понятно, что гипермаркеты «опускают» финансовые показатели вниз.

Так почему же покупатели не отдают свое предпочтение огромным маркетам?

Стоит обратить внимание на то, что если раньше в гипермаркетах ценник на товары был значительно меньше, чем в небольших магазинах, однако на сегодняшний день этой разницы практически незаметно. Стоит ли тогда тратить свой выходной день на то, чтобы отправиться за покупками?

«При сопоставимых финансовых условиях на первое место вышло соперничество за время. Его ценность у нынешнего поколения россиян намного выше: никто не хочет тратить редкий выходной на прогулку с тележкой между стеллажами с макаронами, крупой и консервами, отмечает господин Ломакин. — В мегаполисе ситуация осложняется транспортными пробками, так как гипермаркет находится как правило за городом, и только дорога до него может занимать около часа.

Вытесняют гипермаркеты с рынка и новые технологии, а именно онлайн-магазины. Похоже, что большие магазины не могут дать предложение на спрос покупателей, который меняется неимоверно быстро.